Директора, преподаватели, корпусные офицеры

За 79 лет существования кадетского корпуса в Полоцке сменилось тринадцать директоров. Все они, за исключением Павла Кесаревича Хвощинского, прошли обучение в различных кадетских корпусах, и это повлияло на их педагогические воззрения. Конечно, основные трудности выпали на долю первого директора, П. К. Хвощинского, возглавлявшего корпус до 1842 года. Сведения обо всех директорах корпуса и их управлении были собраны офицером-воспитателем корпуса, полковником Василием Петровичем Викентьевым, при составлении исторического очерка «Полоцкий кадетский корпус». Во время работы над очерком В.П. Викентьев обработал более 60 тысяч официальных документов. В музейном собрании Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника хранится экземпляр этой книги, принадлежавший выпускнику Полоцкого кадетского корпуса 1889 года Иосифу Иосифовичу Стабровскому (передан в 1962 году Георгием Васильевичем Штыховым).

«Офицеры, назначавшиеся в корпус воспитателями (не говоря о директорах), как правило, имели академическое образование и воспитывать кадет почитали высокой честью...» Характеризуя служащих корпуса, выпускник 1877 года Н. Н. Короткевич в своих воспоминаниях пишет: «… изолированное положение корпуса откладывало властно свой отпечаток не только на весь уклад его жизни, но и на подбор служащих его – в него шли или настолько преданные своему делу люди, что им было всё равно где работать или те, которым некуда было деваться. На эти две категории (главные), в сущности, и можно было разделить весь персонал корпуса. Конечно, корпус держался только на людях первой категории, скромных работниках, сжившихся с корпусом, как с родным детищем и отдавшим ему всю жизнь; почти все они были многосемейные; сыновья их тоже воспитывались в корпусе и, работая на корпусе, они работали на своих детей, что ещё крепче привязывало их к нему. Многие до того сроднились с корпусом, что, окончив службу, оставались в корпусе до смерти».

«Высокое качество обучения было характерно для всех кадетских корпусов России и, естественно, предполагало высокую квалификацию преподавателей. Их отбор в корпус был весьма тщательным. Для утверждения в должности каждый из них должен был прочитать пробную лекцию, тему которой утверждал учебный комитет. На лекции присутствовали все инспекторы, преподаватели и директор корпуса. Предполагалось, что духовное воспитание – определяющее, а потому на должность законоучителей назначали только тех священников и дьяконов, которые имели учёные степени и свидетельства об окончании ими академии или семинарии с отличными успехами» (по материалам С.И. Полякова).

В музейном собрании немного предметов, связанных с конкретными служащими Полоцкого кадетского корпуса, тем более ценен для нас каждый из них. Познакомиться с этими предметами можно в разделах ниже.