Кузнечное ремесло и изделия из железа


Важнейшим занятием в средневековом Полоцке была обработка чёрного металла, который изготавливали из криц. Полоцкие ремесленники владели приёмами кузнечной сварки и ковки железа и стали. Практиковалось паяние, покрытие изделий цветными металлами, чеканкой и инкрустацией. Метал обрабатывали при помощи точильных кругов и брусков. Некоторые изделия из железа (стремена, шпоры) покрывали тонким слоем олова (лужение), другие инкрустировали цветными металлами, применялась мелкопуансонная чеканка. На рабочей грани орудий труда наваривались стальные полосы. В ХI-ХIII вв. в Полоцке среди ремесленников по обработке металлов насчитывалось 16 специальностей. Полоцкие мастера изготавливали продукцию на высоком технологическом уровне.

Ассортимент изделий кузнецов в Краеведческом музее представлен как предметами ремесленного производства, так и промыслов (удила, коса, тесло, рыболовный крючок, блесна).

Наиболее сложными изделиями полоцких слесарей были замки, которые делали навесными, накладными, неподвижными. В экспозиции музея находится небольшой, довольно распространённый в ХІІ-ХІІІ вв., навесной замок цилиндрической формы, который имеет дужку. Для замков такого типа требовались особые коленчатые ключи. В музее можно увидеть разные ключи: ключ от навесного замка, ключ-отмычка с двумя зубьями от накладного замка, стержневой ключ с кольцом для подвешивания от цилиндрического замка. Интересная находка - ключ от внутреннего неподвижного замка 30-х годов ХІІІ в. Его ажурный ободок напоминает квадрат с крестом посередине. Подобный ромбово-крестовый мотив («ключики») получил распространение в белорусской орнаментике тканей, известной по этнографическим материалам.

В музейной экспозиции представлены старинные ножницы, похожие на современные инструменты для стрижки овец. Такие изделия были распространены с Х в., а вот находки древних шарнирных ножниц очень редкие.

Необычными предметами для современных людей сегодня являются калачеобразное кресало ХІІІ в. для добычи искры и ледоходный шип ХІІ в., который использовали зимой для подковки лошадей, чтобы избежать скольжения.