Историко-культурные ценности

Ряд музейных предметов включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь с присвоением 2-й категории: клад золотых ювелирных изделий (XI в.), иконка «Константин и Елена» (XI в.), старопечатные и рукописные книги (XVI-XVIII вв.), Козьянковский монетный клад куфических дирхамов (IX-Х вв.), иконы из Софийского собора (XVIII в.), светские портреты времен Речи Посполитой (XVIII в.) и другие.


 

  Перстень витой мужской. ХІ в. Золото 900°. Волочение, филигрань, ковка. Общий вес — 21,22 г. Д. - 25,0 мм.

 

Перстень витой мужской. ХІ в.

Золото 900°. Волочение, филигрань, ковка. Общий вес — 21,22 г. Д. — 25,0 мм.

 

Украшение витое, из двух проволок, круглых в поперечном сечении, с тонкой филигранной перевитью, с плавно утолщённой средней частью, с завязанными концами. Сделано мастером острова Готланд, относится к украшениям скандинавского происхождения. Найдено в 1978 г. на территории Верхнего замка, около восточной стены Софийского собора, на глубине двух метров, во время работы археологической экспедиции Ленинградского государственного университета под руководством кандидата искусствоведения Булкина Валентина Александровича. Аналогичные находки из других металлов известны в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии, встречаются они и в новгородских курганах. Перстень как артефакт свидетельствует о торговых связях Полоцка со Скандинавией. Относится к редким памятникам археологии.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С. 11.


 

  Печать (моливдовул, булла) вислая князя Всеволода Ярославича. Первая половина ХІ в. Свинец. Литьё, оттиск. Д. - 30 мм.

Печать (моливдовул, булла) вислая князя Всеволода Ярославича

Первая половина ХІ в. Свинец. Литьё,оттиск. Д. — 30 мм.

 

Предмет круглой формы, плоский, двухсторонний, с рельефными изображениями. На одной стороне, в обрамлении точечного ободка, поясное изображение святого апостола Андрея Первозванного, с длинными волосами, бородой, с точечным нимбом вокруг головы. Правая рука святого — в благославляющем жесте. Слева, около плеча, посох с крестом в жемчужном обрамлении. С двух сторон от изображения — вертикальные надписи греческими буквами. На обратной стороне, в обрамлении точечного ободка, надпись в пять строк греческими буквами. Пломба-печать принадлежала сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Ярославичу (1030—1078 гг.), при крещении — Андрею. Найдена на территории Верхнего замка в 1978 г., около восточной стены Софийского собора, на глубине двух метров, во время работы археологической экспедиции Ленинградского государственного университета под руководством кандидата искусствоведения Булкина Валентина Александровича. Печать как артефакт свидетельствует о политических связях Полоцка с Киевской Русью. Относится к редким памятникам сфрагистики.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С. 506,528.
  • Булкін В.А. Кіеўская пячатка ў Полацку// Помнікі гісторыі і культуры Беларусі.-1979, №4.- С.19-20
  • Трофимов А.И. О датировке полоцкой печати Всеволода Ярославича// Гербоведъ. Издаваемый Русской Геральдической Коллегией. - М.,1997.- С. 18-23
  • Янин В.Л. Актовые печати древней Руси Х-ХV вв. В двух томах Т.1. Печати Х - начала ХII в. - М.: Наука,1970.- С.15-16,168-170,250-251

 


 

Меч. Х в. Франкия, среднее течение Рейна, Каролингская мастерская. Железо, сталь. Ковка, кузнечная сварка, инкрустация

 

Меч. Х в. Франкия, среднее течение Рейна, Каролингская мастерская

Железо, сталь. Ковка, кузнечная сварка, инкрустация. Длина — 97,0 см.

 

Меч — оружие ближнего рукопашного боя. Состоит из клинка (полосы) и рукояти, которая заканчивается навершием и отделяется от клинка крестовиной. Длина клинка — 79,7 см; длина рукояти — 17,3 см; общая длина — 97 см; ширина клинка около крестовины — 5,5 см; ширина в трёх сантиметрах от конца — 3,2 см; ширина крестовины — 10,8 см; толщина — 2,0 см; ширина стержня рукояти — 1,8 см; ширина навершия — 5,6 см. «Полоцкий меч», в соответствии с международной классификацией Я. Петерсена, относится  к типу «V» и является 14-м из найденных на территории бывшего СССР и 5-м с надписью: «Ulfberht». Надпись выполнена замаскированной проволокой латинскими буквами на лезвии меча, в верхней трети дола клинка, в технике инкрустации. На обратной стороне лезвия — ремесленный знак из скрещенных металлических пластин — именное каролингское клеймо. Ulfberht (Ульфберт) — имя мастера каролингской мастерской. Существует мнение, что данное слово только первоначально обозначало имя мастера, который прославился качеством своей работы. Вероятно, этот мастер был родоначальником и организатором производства мечей, и тогда его имя могло стать семейной маркой и закрепиться за группой оружейников или мастерской. Меч найден в 1956 г. в Полоцке, в двух с половиной километрах на восток от Верхнего замка и менее чем в двухстах метрах от р. Западная Двина, на её правом берегу, на глубине трёх с половиной метров, во время строительства швейной фабрики (сегодня на этом месте находятся первые корпуса завода «Стекловолокно»). Случайная находка. В 1965 г. меч исследовал научный сотрудник Ленинградского отделения ИА АН СССР, кандидат исторических наук А. Н. Кирпичников. Прорисовка надписи и ремесленного знака выполнены им же. Эта находка происходит из места, где в Средневековье, вероятно, размещался один из курганных могильников древнего Полоцка. Меч найден на речном пути раннегосударственного центра и является ценным источником для изучения военной истории, а также свидетельством государствообразующих процессов в регионе.

Экспонируется в Краеведческом музее.
Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С.424-425
  • Гурин М.Ф. Кузнечное ремесло Полоцкой земли- Мн.:Наука и техника.- 1987.- С.76-77
  • Дробоглав Д.А. Загадки латинских клейм на мечах ІХ-XIV вв. (классификация, датировка и чтение надписей) - М.:изд. МГУ.- 1984.
  • Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып. 1 . Мечи и сабли. IX-XIII вв. М.-Л.: "Наука". - 1966.
  • Плавінскі М.А. Клінковая зброя Х-ХІІІ стст. на тэрыторыі Беларусі. - Мн.:ІГ НАН Беларусі. - 2006.- С.8-12
  • Тарасаў С.В.Полацк ІХ-XVІІ стст. Гісторыя і тапаграфія. -Мн.: "Беларуская навука".- 1998.-С.11
  • Штыхов Г.В. Древний Полоцк (ІХ-ХІІІ вв.). - Мн.: "Наука и техника"1975. - С.31

 


  

Клад золотых украшений из 6 предметов.  ХІ в. Золото 958°, литье. Найден в г. Полоцке на территории Нижнего замка (стадион «Спартак») в апреле 1984 г.

 

Клад золотых украшений. Полоцк. ІХ — первая половина ХІ вв.

Золото 958°. Литьё, волочение, ковка, плетение, скручивание. Общий вес — 334,36 г.

 

Полоцкий клад состоит из 6 предметов:

  • браслет проволочный, четырёхгранный в поперечном сечении, сердцеподобной конфигурации, с разомкнутыми, зауженными, обрубленными концами;
  • браслет из двух фрагментов в виде неправильного овала, проволочный, круглый в поперечном сечении, с зауженными разомкнутыми концами. Относится к типу браслетов с завязанными концами, но концы разогнуты: один — закручен в виде петли, другой — закручен, но не завязан;
  • браслет в виде неправильного овала, проволочный, круглый в сечении, разомкнутый, с косо обрубленными концами;
  • гривна (фрагмент), сплетённая из четырёх круглых в поперечном сечении проволок, с заужением к концу;
  • браслет (фрагмент) или гривна (фрагмент), сплетённая из четырёх многогранных в поперечном сечении проволок, с заужением к концу;
  • браслет витой, из двух многогранных в поперечном сечении проволок, зауженный к концам. Одна из проволок имеет каплевидное завершение. Концы браслета обрублены.

Случайная находка. Клад найден 10.04.1984 г. в Полоцке, на территории бывшего Нижнего замка (современный стадион «Спартак»), во время уборки футбольного поля после культивации. Уникальность Полоцкого клада, в сравнении с большинством кладов, сохранившихся с эпохи викингов, в том, что он полностью состоит из золотых предметов. Такие ценные изделия принадлежали представителям местной элиты, возможно, связанной с княжеским окружением. Находка ставит Полоцк в один ряд с крупнейшими городами Северной Европы. Подобные предметы, видимо, служили, в основном, для денежных расчётов. Клад является единым комплексом ювелирных изделий Х века.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С. 511
  • Еремеев И.И. Полоцкая земля / Русь в ІХ-Х веках: археологическая панорама// Институт археологии РАН; отв. Ред. Н.А. Макаров. – М.,2012 – с.279-300.

 


 

Абразок з выявай святых Канстанціна і Алены. ХІІ ст. Стэатыт, разьба. 6,2х4,4 х 0,6. Раскопкі Г.В. Штыхава на Верхнім замку ў Полацку ў 1967 г.

Иконка «Константин и Елена». Середина ХІІ — первая четверть ХІІІ вв. Полоцк (?)

Стеатит. Резьба. Позолота. 6,2х4,4х0,6 см.

 

Иконка нагрудная, односторонняя, прямоугольной формы, с рельефным изображением св.св. Константина и Елены. На внешней поверхности, в обрамлении одинарного узкого бортика, изображения императора св. Константина (около 280—337 гг.), слева, и его матери св. Елены (около 255—330 гг.),справа, которые держат перед собой восьмиконечный, с косым подножием, крест. Обе фигуры фронтальные, в полный рост. В парадной одежде византийских императоров — долматиках, на головах — венцы (эмблемы верховной власти — божьей и земной). На нижней части одежды св. Елены прикреплённый к поясу псевдофаракий (кусок ткани, который по форме напоминает щит), с изображением восьмиконечного,с косым подножием, креста. В левом верхнем углу — неровно процарапанная кирилическая надпись. На внешней стороне, возможно, была позолота. Обратная сторона — гладкая. Найдена в 1967 г. на территории Верхнего замка, во время работы археологической экспедиции ИИ АН БССР под руководством Г. В. Штыхова. Иконка свидетельствует о торговых и политических связях Полоцка с Византией в ХІІ—ХІІІ вв. Относится к редким памятникам мелкой пластики, эпиграфики и религиозного культа.

Экспонируется в Художественной галерее.
Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С.23
  • Гісторыя беларускага мастацтва. У 6-ці тамах. Т.1. - Мн.:"Навука і тэхніка".- 1987.- С.97
  • Старажытныя скарбы Беларусі. - Мн.: "Беларусь".- 1971.- С.17 Штыхов Г.В. Древний Полоцк (ІХ-ХІІІ вв.). - Мн.: "Наука и техника"1975. - С.111

 


Височное кольцо. ХІI в. Золото 900*. Зернь, филигрань. Найдено во время земляных работ на ул. Нижне-Покровской в Полоцке в 1983 г.

 

Кольцо височное ХІІ в. Древняя Русь

Золото 958°. Волочение, ковка, скручивание, зернь, филигрань. Общий вес — 7,80 г. Д. — 30 мм.

 

Кольцо височное, трёхбусинное, состоит из проволочного стержня круглого сечения, который выгнут дугой; с одной стороны — стержень расплющен параллельно плоскости дуги и имеет небольшое крепёжное отверстие, с другой стороны — нанизаны три бусины, стержень расплющен перпендикулярно плоскости дуги в спиральный завиток. Бусины цилиндрические, украшены зернью, отделены друг от друга накрученной на стержень по 8-9 витков филигранной проволокой. Трёхбусинные височные кольца — этноопределяющий признак племени дреговичей. Случайная находка. Украшение обнаружено в 1986 г. во время земляных работ в Полоцке по ул. Ленина (теперь Нижне-Покровская), около дома №47. Кольцо височное как артефакт свидетельствует о высоком уровне развития ювелирного искусства в Древней Руси и о торговых связях Полоцкого княжества с Киевской Русью. Относится к редким памятникам декоративно-прикладного искусства.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С.22
  • Полацк музейны/ Т.А.Джумантаева,М.М.Ільніцкі.- Мн.:"Беларусь"- 2006. - С.56

 

Нумизматика

 

 


Монета ефимок «с признаком»  Германия, графство Мансфельд, Борнштедский монетный двор (чеканка), 1611 г.; Московский монетный двор (надчеканка), 1655 г. Серебро 750°. Общий вес — 21,6 г. Д. — 40 мм.

Монета ефимок «с признаком»

Германия, графство Мансфельд, Борнштедский монетный двор (чеканка), 1611 г.; Московский монетный двор (надчеканка), 1655 г. Серебро 750°. Общий вес — 21,6 г. Д. — 40 мм.

 

Аверс: в центре первоначальное изображение уничтожено надчеканкой. Сохранились фрагменты растительного орнамента (возможно, от изображения герба). Вверху — буквы «GM» и дата «1611»; справа — изображения орла и короны; слева изображение не читается, под ним — корона. Круговая легенда: «BRUNO. SEN:WILH:HA:GE:VOLRAT. P» ( Бруно І Старший, Вильгельм І, Иоан Георг ІV, Фольрат VІ — имена эмитентов, которые осуществляли эмиссию). Надчеканка: в центре — изображение всадника с копьём — отпечаток штемпеля московской копейки с Георгием Победоносцем, над ним — клеймо с датой «1655». Реверс: изображение всадника в доспехах и шлеме со страусиным пером, который убивает копьём дракона. Круговая легенда читается плохо. Гурт гладкий. Ефимок — русское название контрмаркированного в Москве германского талера, который закупался Россией в ХVI—XVII веках. Надчеканка придавала иностранным монетам законную силу как средствам внутреннего денежного обращения. Монеты с надчеканкой 1655 года введены в обращение в 1655 году, их выпуск приостановлен в 1656 году, в обращении были до 1659 года. В Полоцке такими монетами платили русским стрельцам, несшим службу здесь во время русско-польской войны 1654—1667 годов. Найден на территории Верхнего замка, около северо-восточного угла Софийского собора, на глубине ноль целых девять десятых метра, в 1979 г. во время работы археологической экспедиции Ленинградского государственного университета под руководством кандидата искусствоведения В.А. Булкина. Относится к редким монетам.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С.677

 


 

Козьянковский монетный клад. Х в.

Серебро 960°. Чеканка. Общий вес — 19871,5 г.

 

Клад насчитывает 7660 куфических дирхамов и является одним из крупнейших денежных депозитов Х в., открытых на европейском континенте. Абсолютное большинство монет представлено дирхамами Арабского халифата, которые эмитировались в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Иране, Афганистане и Центральной Азии.
Монеты клада представлены эмиссиями халифских династий: Умайадов (Иракская ветвь) — монетный двор Васит; Абасидов — монетные дворы Мадинат Арран, Арраджан, Мадинат Исбахан, Арминия, ал-Басра, Балх и др.; эмирских родов Буидов (Бувайхидов), Абу-Даудидов — монетный двор Шираз; Сафаридов — монетные дворы Джаннаба, Марв, Нисабур и др.; Саманидов — монетые дворы ал-Аскар, Андараба, Бухара, Маадин и др.; Эмиров Рафи ибн Харсама, Нисабура — монетный двор Нисабур; Волжских булгар — монетный двор Булгар, а также имитациями куфических дирхамов (Абасидов, Саманидов, неустановленных прототипов), которые чеканились на землях Древней Руси. В составе клада находятся неопределённые из-за сильной потёртости дирхамы, а также монетные кружки без признаков чеканки. Монеты выбиты монетными дворами более чем  сорока городов халифата. Древнейшая монета — фрагмент умайадского дирхама — монетный двор Васит (имя халифа и дата не сохранились, иракская ветвь Умайадов правила с 661 по 750 гг.); самая поздняя — саманидский дирхам Нуха ибн Насра 333 год хиджры (944/945 гг.), отчеканена в Самарканде. Дата сокрытия клада — І-я половина 940-х гг. (не раньше 944 г.). Одновременно с «рядовыми» монетами клад насчитывает уникальные образцы средневековых монет мусульманского Востока, редкие их экземпляры хранятся в крупнейших музеях мира в количестве от одного до четырёх экземпляров. Например, неатрибутированная монета с легендой-билингвой (фрагмент 1/2): на аверсе — линейная (трёхстрочная) легенда — нечитаемые знаки-иероглифы (1-я строка), искажённое письмо куфи (2 и 3 строки), круговая легенда — нечитаемые «иероглифы»; на реверсе — линейная (четырёхстрочная) и круговая «иероглифическая» легенды. Фрагмент такой же монеты был найден в Швеции, такая же монета известна из клада Х в., который был найден в 1842 г. около г. Обжицко на р. Варта (Польша); один её экземпляр находится в Государственном Эрмитаже. Ряд признаков позволяют высказать предположение, что Козьянковский клад — разбойничья казна, основным источником пополнения которой были купеческие караваны, которые проходили по западнодвинскому отрезку “пути из варяг в греки”. Найден 24.04.1973 г. в д. Козьянки, которая расположена на левом берегу р. Западная Двина и прилегает к юго-восточной окраине г. Полоцка. Случайная находка. Клад является уникальным памятником истории денежного обращения Древней Руси.

Публикации:

  • Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. Мн., "Беларуская энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі.- 1993.- С. 293
  • Рябцевич В.Н. Козьянковское сокровище.// Нумизматический альманах. 2005. №1. 

 


 

 

Монета шиллинг ливонский (фальшивый). Полоцк. 1540—1550 гг.

Медь. Чеканка. Д. — 19 мм.

 

Аверс: изображение малого герба Ревеля (современный Таллин), круговая легенда не читается. Реверс: в точечном ободке — орденский крест, круговая легенда не читается. До начала 1560-х гг. шиллинги Ливонского ордена поступают  в обращение на территорию ВКЛ, по большей части на Полоцкие и Витебские земли. Лучшим доказательством популярности этих монет является факт их подделывания полочанами. Эталоном для полоцких фальшивок стали орденские шиллинги Ревеля. Происхождение монеты: согласно информации В. Н. Рябцевича, летом 1997 г. у коллекционеров Беларуси появилось значительное количество фальшивых монет из клада, найденного «на берегу реки в Полоцке». 14 экземпляров имитаций орденских шиллингов Ревеля поступили на экспертизу в Нумизматический кабинет БГУ. Монета, экземпляр из состава клада фальшивых монет, отчеканенных в Полоцке, передана в дар В. Н. Рябцевичем в 2003 году.

Экспонируется в Краеведческом музее.

Публикации:

  • Колобова: И.Н., Рябцевич В.Н. Фальсификация шиллингов Ливонского ордена в Полоцке конца ХV-первой половины ХVІ в. // Нумизматический сборник ГИМ. Ч. XV. Нумизматика на рубеже веков. М.: ГИМ, 2001. С.170

 


 

Иконопись

 


 

Николай Чудотворец. XVIII ст.

Дерево, левкас. Масло, резьба по левкасу, золочение. 128,0х95,5х2,0 см.

 

На фоне архитектурных кулис — фронтальное изображение святого Николая в полный рост. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой — раскрытое Евангелие с текстом: «МІРЪ// ВСЕМУ// МИРЮ// С.НИКОЛАЕ». Над книгой — изображение трех шаров, которые напоминают об одном из самых известных эпизодов жизни св. Николая: он тайно подложил мешочки с золотом в дом к трем бедным девушкам-бесприданницам. Фигура Николая массивная, приземистая, с большой головой. Одет в серый подризник, красный саккос с тёмным растительным орнаментом, серо-голубой омофор с мальтийскими крестами. Над головой — золочёный нимб с двойной каймой. На уровне головы — полуфигуры Спасителя и Божией Матери на облаках; слева — Спаситель, в красно-коричневом гиматии и зелёном хитоне, с закрытым Евангелием в вытянутой руке; справа — Матерь Божья, в светло-зелёном мафории. На заднем плане — архитектурные кулисы (вероятно, имеется в виду итальянский город Бари, где с 1087 г. хранятся мощи святителя). Некоторые исследователи считают, что здание, изображённое справа от фигуры Св.Николая, является источником для реконструкции полоцкой ратуши. Фон иконы позолоченный,с невысокой резьбой в виде лилий и листьев оканта. На уровне плеч, в прямоугольниках, канонические надписи. Икона поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикации:

  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 115
  • Волков А.И. К вопросу об историческом исследовании коллекции живописи ХVІІІ в. НПИКМЗ// Матэрыялы навукова-практычнай канфэрэнцыі (Па выніках навукова-даследчай работы ў 2008 г.) // НПГКМЗ. - Полацк. - 2010. - С.132-172

 

 

Вознесение Христово. 1743 г.

Дерево. Масло. 141,0х90,0х3,0 см.

 

На среднике — многофигурная двухъярусная композиция. Широкая гряда серых облаков, с ангелочками по краям, полукругом отделяет небесную сферу от земной. Вверху, в центре, — изображение Христа на облаках, в полный рост, голова в повороте три четверти вправо, чуть опущена вниз. Правая рука отведена в сторону. Одет в коричневый хитон, зелёный гиматий. В нижней части композиции — Матерь Божья и группа апостолов, которые имеют выраженные индивидуальные черты. Внизу, по центру, — развёрнутое Евангелие. Вверху — надпись в одну строку, на белой ленте, чёрной краской: «Вознесение в небеса Боже земли слава твоя». В нижней левой четверти — авторская надпись с датой, в 5 строк: «Ten obraz Wniebowstapienia Panskiego S. Г. ... do cerkwi Ekimanskiej... 1743» (Сия икона Вознесения Господня ... для церкви Экиманьской... 1743). Как свидетельствует надпись, икона предназначалась для церкви в деревне Экимань, что под Полоцком. Колорит тёмный, охристо-коричневый, с акцентами красного, синего и зелёного цветов. Икона является самобытным произведением местной школы. Поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикации:

  • Ярашэвіч А. Унебаўшэсце пана. // Наша вера №1(31) Мн., 2005, С. 8-15
  • Волков А.И. К вопросу об историческом исследовании коллекции живописи ХVІІІ в. НПИКМЗ// Матэрыялы навукова-практычнай канфэрэнцыі (па выніках навукова-даследчай работы ў 2008 г.) // НПГКМЗ. - Полацк. - 2010. - С.132-172
  • Полацк музейны /Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 110

 


 

 

Святая Троица. 1738 г.

Дерево. Масло, золочение. 132,0х94,0х3,0 см.

 

Композиция со сценой трапезы трёх ангелов, которые сидят за круглым столом, на фоне Маврийского дуба и дома Авраама. В центре — поясное изображение ангела в розовом хитоне и синем гиматии, анфас, с жезлом, имеющим завершение в виде креста, в левой руке; правая рука поднята в жесте благословления. Слева, в полный рост, в повороте три четверти вправо, изображение ангела в красном хитоне и синем гиматии, с жезлом-крестом в правой руке; левая рука поднята в жесте благословления. Справа, в полный рост, в повороте три четверти влево, изображение ангела, в розовом хитоне и синем гиматии, с державой на коленях. На столе с белой скатертью — тарелка с рыбой, хлеб, веточки с ягодами. На переднем плане, справа, — изображение коленопреклонённого Авраама. На заднем плане, в дверном проёме, — изображение Сары в полный рост. Фон золотисто-оливковый, со следами золочения. Над головами ангелов — надпись в одну строчку: «Святая Троица». На обратной стороне – надпись чёрной краской: «1738». Принадлежит к иконографическому типу «Гостеприимство Авраама». Икона является самобытным произведением местной школы. Поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикация:

  • Полацк музейны /Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 111

 

 


 

 

Сретение. XVIII в.

Дерево. Масло. 134,5х107,0х2,0 см.

 

Развёрнутая многофигурная композиция. В центре — изображение Симеона Богоприимца, в полный рост, в сером подризнике и красной ризе, декорированной букетами цветов. На голове — двурогая митра первосвященника. Слева, на ступеньках храма, профильное изображение Девы Марии, в полный рост, в красной тунике, сером плаще и белом плате, с младенцем Иисусом на вытянутых руках. Вокруг головы младенца — лучистое сияние. За спиной женщины — молодая служанка, которая левой рукой держит корзинку с жертвенными голубями, правой — мальчика за руку. Справа от Симеона — изображение трёх юношей. У двоих из них в руках развёрнутые книги, у третьего — зажжённая свеча. Внизу, на ступеньках, коленопреклонённая Анна Пророчица, в зелёном одеянии и белой намитке. Возле её ног, справа, корзинка с ягодами. Слева, на заднем плане, Иосиф(?), женщина со сложенными в молитвенном жесте руками, юноша с зажжённой свечой, Иаким (?) и Анна (?). На заднем плане, через арочное окно, просматривается архитектурный пейзаж. Лица персонажей однотипные, с большими глазами, подчёркнутыми чёрной описью, носы прямые, большие. Лики прописаны светлой краской с подрумянкой. Колорит построен на соединении насыщенных цветов: красного, зелёного, синего, серо-голубого. Икона поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикации:

  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 112
  • Волков А.И. К вопросу об историческом исследовании коллекции живописи ХVІІІ в. НПИКМЗ// Матэрыялы навукова-практычнай канфэрэнцыі (па выніках навукова-даследчай работы ў 2008 г.) // НПГКМЗ. - Полацк. - 2010. - С.132-172

 

 


 

 

Николай Чудотворец. XVIII в.

Дерево. Масло. 118,0х84,0х2,5 см.

 

Вертикальная композиция с фронтальным изображением святого Николая в полный рост. Правая рука приподнята в жесте благословления. В левой — Евангелие, на котором, в овале, изображение четырёхконечного креста. Подризник коричневый, красная фелонь, серый омофор с охристыми крестами и арабесковым орнаментом. По краю омофора — золочёная кайма. На голове — красная митра, с имитацией ценных камней и жемчуга. На уровне головы — полуфигуры Спасителя и Матери Божией на облаках. Слева — Спаситель, в красном хитоне и синем гиматии, справа — Матерь Божья, в зелёной тунике и красном мафории. Фон иконы синий. Вверху, по бокам, на уровне митры, два охристых прямоугольника, с полустёртыми каноническими надписями. Икона является самобытным произведением местной школы. Поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикация:

  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 114

 


 

 

Чудо Георгия о змие. XVIII в.

Дерево, левкас, металл. Темпера, масло, резьба по левкасу, золочение, чеканка. 112,0х93,0х2,0 см.

 

Композиция с изображением святого Георгия, в полный рост, в сложном ракурсе, верхом на коне. Всадник, в золочёном шлеме и доспехах, копьём в правой руке пробивает пасть змею, в левой руке — овальный щит. На щите — рельефный крест и крупная надпись красной краской: «S. GLORIOS». За спиной — красный плащ, символ мученической смерти, на ногах — сандалии. Лицо Георгия круглое, с мелкими чертами, моделированное светотенями. Конь в красной сбруе топчет копытами чудовище. Голова коня антропоморфная, повёрнута к зрителю. В левом верхнем углу — башня замка с арочным входом, в проёме которого — изображение девушки, в зелёном платье и красном плаще, в полный рост, анфас. Живопись выполнена на высоком слое левкаса. Фон украшен резным растительным орнаментом. Крупные рельефные ростки и цветы прописаны охристой краской, со следами золочения. Соединение яркого сочного колорита с рельефной резьбой по левкасу, придаёт композиции декоративность. Композиция оклада повторяет композицию иконы. Икона является самобытным произведением местной школы. Поступила в Полоцкий краеведческий музей из Софийского собора в 1951 году. С 1986 г. находится в музейном собрании НПИКМЗ.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикация:

  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 113

 


 

Живопись

 


 

Неизвестный художник. Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны. 1760 г.

Холст. Масло. 65,0х51,0 см.

 

На полотне прямоугольной формы — победренное изображение женщины в годах, в повороте три четверти влево. Одета в белую шёлковую блузку, с кружевами по краям рукавов, и чёрное платье. Белые воротник и манжеты украшены белой каймой с геометрическим орнаментом коричневого цвета. На плечи накинута красная мантия, подбитая горностаевым мехом. На голове — красный чепец с кружевами, которые завязаны бантом под подбородком. Фон тёмный, справа — фрагмент тёмно-красной драпировки. На обратной стороне полотна надпись в одиннадцать строк, чёрной краской:

ELZBIETA Z XIĄZĄT

OGINSKIEH PUZYNINA

KASZTELANOWA MSCISŁAWSKA

CóRKA HETMANA WIELKIEGO

LITEWSKIEGO TREOREGO

OGINSKEGO STAROSCINA

TRYSKA Y IODANSKA PANI DZIE-

DZICZNA LUEZAGA WIEKU 60.

MAIACA Z XIEZNEY TEOFILI

MATKI CZARTORYISKIEY SPLODZO-

NA ROKU PAN. 1760.

(Эльжбета из князей Огинских, жена мстиславского каштоляна Пузыны, дочь великого литовского гетмана Григория Огинского, старосты TRYSKA Y IODANSKA, пани наследная LUEZAGA. Возраст 60 лет. Рождённая от княжны Теофилии, матери Чарторыйской. Год господен 1760.)

Оригинальное произведение, характерное для «сарматского портрета». Картина поступила из костёла в д. Лучай Поставского района в 1971 г.

Эльжбета Магдалена Пузына (1700?–1767 гг.) была дочерью Григория Антония Огинского, жмудского старосты и гетмана литовского, и Теофили Чарторыской, женой Казимира Гельгуда, а потом — Антония Михала Пузыны. После смерти мужа, осталась единственной владелицей имения Лучай. При костёле в Лучае основала дом для миссии иезуитов и жертвовала значительные суммы в поддержку Ордена.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикации:

  • Джумантаева Т.А. Партрэт Эльжбеты Агінскай Пузыны з калекцыі Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка.//Гісторыя і археалогіі Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы ІV Міжнароднай навуковай канферэнцыі. - Полацк, 2002
  • Джумантаева Т.А. Партрэт Эльжбеты Агінскай Пузыны з калекцыі Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка.// Przeglad wschodni, T.VII, z.4(28), 2001.
  • Букіна А. Партрэт Эльжбеты і Антонія Пузынаў з касцёла ў Лучаі, "Віцебскі сшытак" 1995, №1, с.58
  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 118

 


 

 

Портрет неизвестной. XVIII в.

Полотно. Масло. 62,0х49, 0 см.

 

На полотне, в овале, — погрудное изображение женщины в годах, в повороте три четверти влево. Одета в белую блузку с воротником-стойкой, с нашитой чёрной бархоткой, которая завязывается спереди бантом. На плечах — полупрозрачная пелерина с бантом. На голове — охристый чепец с кружевами и большим бантом вверху. Лицо одутловатое, розовое, с круглыми глазами, маленькими губами и румянцем на щеках. Фон тёмный. Общий колорит — охристо-оливковый. Поступил из костёла в д. Лужки Шарковщинского района в 1972 году.

Экспонируется в Художественной галерее.

Публикация:

  • Полацк музейны/Т.А.Джумантаева, М.М.Ільніцкі. - Мінск: Беларусь, 2006.- С. 123

 


 

 

Книга старопечатная. Джироламо Фаллетти. «12 речей». Венеция. Типография Альдов. 1558 г.

На латинском языке. Бумага ручного отлива, пергамент.

 

Джироламо Фаллетти (1518—1564) — итальянский поэт и историк, служил при дворе д’Эсте в Ферраре в качестве дипломата. Книга вышла в фамильной типографии Альда Мануция Старшего — известного итальянского книгопечатника и издателя, которого некоторые исследователи считают возможным учителем Франциска Скорины в печатном деле.

Содержание:

  1. [Обращение] к Жигимонту Августу, славному королю польскому, великому князю литовскому, русскому, прусскому, мазовецкому и жемайтскому.
  2. На погребение Жигимонта Ягеллона, короля польского, от имени Эрколе.
  3. К рыцарям польским, на коронации Августа, сына Жигимонта, короля польского.К рыцарям польским, на коронации Августа, сына Жигимонта, короля польского.
  4. На погребение Ипполито Д’эстэ, кардинала, сына Эрколе І.
  5. На погребение Альфонсо, герцога феррарского.
  6. К Павлу ІІІ, верховному понтифику, когда тот в Феррару прибыл.
  7. К Юлию ІІІ, когда тот верховным понтификом был избран.
  8. К Франческо Веньера, дожу венецианскому.
  9. Про рождение Христово.
  10. О значении целибата.
  11. О значении женитьбы.
  12. О славе диалектики.
  13. Когда знаки отличия своего доктората [докторской степени] получил.
  14. Список вещей и изречений, стоящих упоминания, из этих речей.
  15. Список ошибок.

Формат in quarto. Фолиация численная, полистовая, в верхнем правом углу правой страницы разворота. Сигнатуры буквенные, внизу страницы, в центре. Кустоды. Колонтитулы. Печатные маргиналии. Печать одним цветом. На титульном листе — издательская марка дома Альдов. Бумага ручного отлива с водяными знаками: «Ангел», буквы «SC», буква «W». Переплёт из светлого пергамента; на верхней обложке — герб с изображением оленя, буквы «IA R», дата «1572» (золотое тиснение); к правым сторонам обложек прикреплены две ленты для завязывания.

Печать в книге свидетельствует о её принадлежности библиотеке замка Ксёнж (либо Фюрстенштайн; сейчас — Республика Польша). В 1987 г. книга принадлежала Валерию Большакову, жителю г.Тула. В фонды НПИКМЗ книга была закуплена 13.04.1989 г. в магазине “Раритет” (г. Москва).

Экспонируется в Музее белорусского книгопечатания.

 


 

 

Книга старопечатная «Евангелие учительное». Вильно, типография братьев Мамоничей. 1595 г.

Бумага ручного отлива, с филигранями, бархат, дерево.

 

Является наиболее ценным изданием в кириллическом собрании книг НПИКМЗ. Кроме экземпляра из музейного собрания НПИКМЗ, известны ещё 19 экземпляров Евангелия учительного 1595 года.

Книга напечатана в Вильно, в типографии купцов Мамоничей, которая работала в конце ХVI — начале XVII вв. В 1586 г. Мамоничи получили привилеи, которые позволили им временно монополизировать издание книг на белорусском и церковнославянском языках. Из типографии Мамоничей вышли многочисленные богословские и литургические издания, книги для чтения, публицистические произведения, учебники, в т.ч. «Грамматика славянская» (1586 г.), «Букварь» (1590-е, 1618, 1621 гг.). Типография Мамоничей была единственной типографией, которая выпускала сборники законодательных актов, издания правового характера, в т.ч. «Статут Великого княжества Литовского» (1588 г., на белорусском языке; 1614 г., на польском языке), «Трибунал обывателям ВКЛ» (1586 г.) и др. Всего до 1623 г. типография выпустила около 50 кириллических изданий и 35 изданий на польском языке. Книги отличаются высоким полиграфическим мастерством и художественным оформлением.

«Евангелие учительное» 1595 г., из музейного собрания НПИКМЗ , является перепечаткой с заблудовского Евангелия 1569 г. Переплёт книги XVIII в.: доски покрыты бархатом зелёного цвета, две застёжки из бронзы, украшенные растительным орнаментом. Книга приобретена в 1989 г. в магазине «Мосбуккнига» (г. Москва).

Экспонируется в Музее белорусского книгопечатания.

 


 

 

Книгарукописная «Распевы» (сборник староверский). Знаменное пение.Бумага ручного отлива 1789 г.

Переплёт кожаный, на досках, застёжки утрачены. Обрез тонированный. Рукопись,полуустав, крюки. После 1789 г.

Знаменное пение — основное пение древнерусской монодийной музыки ХІ—XVII вв. Название происходит от общего названия знаков («знамён» либо крюков), которые использовались для записи пения. Распев — особая мелодичная форма пения текстов, предназначенных для церковного богослужения.

На странице 3а размещён рисунок с надписью: «Ключ разуменія // отверзаетъ дверь // божественнаго пения», который является своеобразным помощником для чтения песнопений. Книга приобретена у частного лица в 1991 году.

Экспонируется в Музее белорусского книгопечатания.