История музея-заповедника

Музей, как социокультурный институт, возникает в обществе, которое находится на высоком уровне социального и культурного развития. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени он не только отражает важные тенденции развития культуры и общества, но, наделенный особым смыслом инстанции вечности, с течением времени начинает оказывать все больше влияния на развитие социокультурной сферы. Осознание универсальности и общечеловеческой значимости культурного наследия Полоцкого региона способствовало не только развитию музейного дела, но и процесса музеефикации отдельных памятников и историко-культурных территорий.

Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные, археологические), находящиеся на территории Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, — музейные предметы. Музейное собрание заповедника содержит более 100 тысяч единиц хранения. Сам заповедник с его охранной зоной, существующими и будущими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для преобразования исторического Полоцка в город-музей. Развитие отношений традиционного музея с историко-культурными ценностями (недвижимые объекты, территории, охранные зоны, традиции и т.д.) и их трансформациями привело к возникновению инновационного типа музея, которым стал историко-культурный музей-заповедник, призванный сыграть особую роль в культурном возрождении города. Он является частью культурного пространства и одновременно формой его функционирования.

Своим появлением в Полоцке музей-заповедник обязан Постановлению ЦК КПБ и СМ БССР от 1967/09/19 г. (№ 318) «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры в Белорусском ССР». В документе рассматривалась проблема сохранения и реставрации «памятников истории, искусства, архитектуры и археологии ...». В пункте 8 данного Постановления было записано: «Объявить историко-археологическими заповедниками: а) Верхний и Нижний замки в комплексе с Софийским собором; б) Замковую гору в г. Гродно со всеми архитектурными и историческими памятниками, в) Замковую гору и кладбище в г. Пинске, г) Древнее городище в комплексе с Преображенской церковью и могилой Рогнеды в г.п. Заславль Минской области». Созданные таким образом заповедники сегодня существуют в Заславле и Полоцке. В связи с принятием в 1992 г. Закона «Об охране историко-культурного наследия» Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 1993 г. № 258 приведенное выше Постановление было признано утратившим силу за исключением пункта 8. 19 Сентября 1967 г. можно считать днем ​​рождения Полоцкого историко-археологического заповедника, который со временем (50 лет) трансформировался в историко-культурный музей-заповедник.

Музейные традиции Полоцка берут начало в XI—XII вв., когда в Софийском соборе и Спасском монастыре начали собирать книги и иконы. Условно монастырские сокровища можно назвать коллекциями музейного характера. Их существование в XI—XVIII вв. стало основанием, на котором с созданием музея в Полоцком иезуитском коллегиуме (1788) началось музейное строительство в городе.

 

 

Усилиями полоцких иезуитов был создан крупный Музей при иезуитском коллегиуме (1788—1820 гг.), который стал одним из первых музеев при учебном заведении на территории Беларуси. Большое количество музейных предметов было разделено на хорошо обработанные коллекции и экспонировалось в залах трехэтажного корпуса, который был спроектирован и построен генералом Ордена Габриелем Грубером специально для Музея. Музейное собрание расширяло кругозор учащихся, приобщая их к общечеловеческим ценностям, воспитывало художественный вкус, способствовало усвоению знаний, побуждало к исследованиям истории и природы Полоцкого края. Образовательно-воспитательная функция Музея иезуитского коллегиума и академии заложила основу традиций музейного дела в Полоцке.

Главным вкладом музеев других учебных заведений (пиарского училища и кадетского корпуса (в 1820—1918 гг.) в музейное дело, вместе с использованием музейных коллекций в дидактических целях, стала научная и материальная фиксация жизни и деятельности иезуитов и кадетов. Презентация коллекций получила новое развитие. Они экспонировались на художественно-промышленных выставках, проводимых в России и за рубежом. Отличительной чертой развития музейного дела стала активная выставочная деятельность.

В период, когда Полоцк находился в составе РСФСР (1918—1924 гг.), Музейным строительством занимались отдел народного образования, уездная комиссия по охране памятников старины и искусства и — с 1925 г. — краеведческое общество. Подготовка к созданию Краеведческого музея совпало с началом открытия первых советских музеев и выработкой основных законодательных актов, регулировавших музейное строительство на территории Российской Федерации, БССР и СССР. Отличительными чертами было привлечение к музеетворческой работе дореволюционных кадров художественной и научной интеллигенции, удачно найденные организационные формы в деле собирания и хранения музейных ценностей, факт формирования феномена городского музея, воплотившийся в процессе музеефикации, и его выделение из любительского краеведческого движения.

Следующий период музейного строительства в Полоцке (1926—1967 гг.) начался с открытия Краеведческого музея. Несмотря на стремление партийного руководства БССР направить музейное дело в русло идеологической поддержки социалистического строительства, Краеведческий музей способствовал сохранению историко-культурных ценностей и воспитанию самосознания горожан, консолидировал общество и стал формой проявления демократической самодеятельности населения по отношению к национальному наследию. Процесс демократизации в области культуры, который начался после 1956 года, увеличил интерес общества к отечественной истории, что в свою очередь повлияло на состояние музейного дела и памятников архитектуры. В 1960-х гг. комплексный подход к изучению и сохранению историко-культурного наследия стал отличительной чертой деятельности Полоцкого краеведческого музея, на базе которого в 1967 году был создан Полоцкий историко-археологический заповедник.

Государственный подход к созданию музея-заповедника. До середины 1960-х гг. внимание к богатому и разнообразному архитектурному наследию древнего Полоцка оставалось исключительно академическим. Такое положение изменилось с момента образования в 1965 г. Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры и организации Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Министерства культуры БССР (с 1985 г. — Белорусское специализированное научно-реставрационное производственное объединение «Белреставрация»). В 1969 г. полоцкий производственный участок мастерских начал работы по реставрации памятников архитектуры.

Продолжением Постановления ЦК КПБ и СМ БССР от 19.09.1967 г. (№ 318) «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры», согласно которой было провозглашено создание историко-археологического заповедника в Полоцке, стал еще один документ, подписанный 8 октября 1968 года Министром культуры БССР М. Минковичем. Это было «Положение об историко-археологических заповедниках», в котором подробно говорилось о целях и задачах заповедников, об определении границ, условиях пользования памятниками, об археологических исследованиях и о хозяйственно-финансовой деятельности заповедников. 20 ноября 1968 г. Полоцкий городской совет депутатов принял Постановление (№ 225) об охранной зоне вокруг Софийского собора. Витебским областным советом депутатов охранная зона была утверждена 17 октября 1969 г. (№ 16/8) и составила 31,3 га. Согласно Положению об историко-археологических заповедниках, таким охранным зонам придавался статус филиала при местном краеведческом музее. Так появился Полоцкий историко-археологический заповедник — филиал краеведческого музея, который в свою очередь был филиалом Витебского областного краеведческого музея. Так, начиная с 1967 г., стали складываться условия не только для исследования, как раньше, но и для реставрации и музеефикации памятников археологии и архитектуры Полоцка.

 

 

Первым на очереди был известный памятник архитектуры — Софийский собор. Его реставрация началась в 1969 г. (согласно п. 10 Постановления ЦК КПБ и СМ БССР от 19.09.1967 г. (№ 318) «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры» Министерству культуры БССР и Витебскому обкому КПБ поручалось внести в СМ БССР предложения по реставрации Софийского собора), а в декабре 1975 года, в результате исследования, были выработаны предложения по консервации и музеефикации памятника, авторами которых стали известные археологи П. А. Раппопорт и В. А. Булкин. В своих предложениях по консервации и музеефикации древних частей Софийского собора археологи советовали включить фрагменты собора середины XI в. в музейную экспозицию в качестве экспонатов. По их мнению, это могло бы вызвать интерес у посетителей. Во время создания музея в Софийском соборе эти предложения были учтены. Фрагменты фундаментов, столбов, древней кладки стен стали частью экспозиции. Они экспонируются в нижнем зале музея как артефакты первой каменной постройки на территории Полоцка. Предложенный вариант был принят экспозиционерами и удачно включен в основу тематико-экспозиционного плана создания музея. Сегодня, кроме указанных фрагментов, в экспозиционном поясе можно видеть еще и находки, сделанные в ходе исследования Софийского собора и площадки вокруг него (плитки пола XI в., фрагменты фресковой росписи, предметы из захоронения XVI в., вислую печать киевского князя Всеволода (Андрея) XI в., известковый камень с именами свидетелей строительства собора в XI в., самые интересные фрагменты плинфы со знаками и надписями).

 

 

Нельзя обойти вниманием попытку создания в Софийском соборе республиканского музея атеизма. Приказ МК БССР (№ 188) от 4 декабря 1973 г. сообщал об открытии в Полоцке в соответствии с постановлением Бюро ЦК КПБ от 23 октября 1973 г. республиканского музея атеизма. Различным отделам и управлениям Министерства культуры и областных исполнительных комитетов поручалось выработать предложения по структуре, штатам и ​​авторском составе коллектива для разработки генерального решения и оформления экспозиции. Управлению по делам искусств до 1 июля 1974 году надо было подать предложения о возможности использования Софийского собора в качестве концертного зала. Республиканским музеям было приказано составить списки музейных предметов, копии и муляжи которых можно было бы экспонировать в музее атеизма. Планировались стажировки в ведущих музеях СССР по атеистическому профилю. Был утвержден состав комиссии по созданию Республиканского музея атеизма. Но ни один из пунктов приказа не был выполнен. Люди, которые вошли в состав комиссии, были заняты своими проблемами, так как работали в республиканских музеях или в учреждениях культуры областного и республиканского уровня, далеко от Полоцка. Очевидно, что упомянутое постановление содержало только общие тезисы, возлагая ответственность за создание музея атеизма на уже существующие республиканские музеи (Государственный музей БССР и Художественный музей БССР). Вскоре появилось предложение о переносе музея атеизма в город более значительный в административном смысле, чем Полоцк. Так, начиная со второй половины 1975 года, до июня 1977 г. коллектив музея (Герман Васильевич Чернов — директор, бухгалтер и научный сотрудник Нина Лещенок) ждал перевода музея из Полоцка в Гродно. Рядом с теми, кто пытался создать музей атеизма, на втором этаже Софийского собора работал штат историко-археологического заповедника, который возглавлял Иван Антонович Матюшкин, человек одержимый, преданный делу создания заповедника.

Уже в те времена заповедник обладал множеством икон, деревянных скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Неизменной помощницей директора по фондовой и научной работе была Жанна Слепцова. Сотрудники заповедника неустанно работали над изучением коллекций и подготовкой новой экспозиции в Софийском соборе, реставрация которого подходила к завершению. Но, несмотря на быструю работу реставраторов, в 1980 г. появилась Постановление СМ БССР от 10 июля 1980 г. (№ 255) «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использованию памятников истории и культуры в Белорусском ССР», где констатировался факт завершения создания музейной экспозиции и концертного зала в Софийском соборе, но подчеркивалась плохая работа по сохранению и регенерации застройки древних городов, в том числе и Полоцка. В Постановлении рекоммендовалось рассмотреть вопрос «комплексной застройки историко-культурного заповедника в городе Полоцке» и принять меры по обеспечению качественного строительства в охранной зоне в едином архитектурно-художественном исполнении, а также благоустроить территорию, прилегающую к историко-культурному заповеднику.

Самостоятельным музейным объединением и экспериментальной музейной площадкой Полоцкий музей-заповедник стал в августе 1985 г. В результате теоретических разработок стало очевидным, что путем музеефикации (главным признаком которой является создание музейных условий на месте существования памятника) и включения в его орбиту культурно-исторической и ландшафтной среды можно создать комплекс музеев, связанных одной идеей или концепцией.

В 1990 г. было принято постановление Совета Министров БССР № 158 «О Полоцком историко-культурном заповеднике» и утверждено положение «О Полоцком историко-культурном заповеднике республиканского значения». Оно состояло из четырех частей: общие положения, цели и задачи, режим содержания заповедника и зон его охраны, ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. В Положении были перечислены отдельные памятники и комплексы памятников на территории города Полоцка, которые включены в состав заповедника и признаны обладающими научной, исторической, художественной и иной культурной ценностью. Положением фиксировалось наличие охранной зоны заповедника, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.

Изменения в социально-политической жизни нашей страны в течение 1990-х гг. вынудили внести значительные корректировки в существующее республиканское законодательство в области охраны наследия. Были приняты три закона, которые должны были поднять дело комплексной охраны наследия в Беларуси на новый уровень (Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» 13 ноября 1992 г., Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» 20 октября 1994 г., Закон «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» 5 сентября 1996 г.). Несмотря на определенные шаги в формировании основы комплексного подхода к охране наследия, указанные документы не применяли такие необходимые для сохранения наследия термины, как «историко-культурный музей-заповедник», «уникальная историческая территория», «территория музея-заповедника» и, соответственно, не регламентировали их деятельность. Только в Законе «О музеях» была сделана попытка дать определение понятия «историко-культурный музей-заповедник». На сегодняшний день деятельность музеев-заповедников регламентируется 13-ю пунктами статьи 166 «Музеи-заповедники. Музеи под открытым небом» Кодекса Республики Беларусь о культуре.

 

 

Функциональная модель музея-заповедника. Тем не менее, в музейном проектировании 1980—1990 гг. ведущим стало экспериментальное направление, а идея музейного объединения по принципу формирования централизованной системы музеев различных типов получила теоретическое и практическое обоснование в пределах Полоцкого заповедника. В 1992 г. Полоцким городским исполнительным комитетом был утвержден перспективный план музеефикации города, рассчитанный на период до 2000 г. Далеко не все пункты этого плана были осуществлены. Новые экономические условия, сложившиеся во время перестройки, внесли свои коррективы в сроки окончания реставрации почти всех памятников архитектуры. За это время изменились и взгляды на приоритеты в музейном деле, появился интерес к интегрированным экспозициям и новым технологиям. Кроме этого, были внесены корректировки в план регенерации центральной части древнего Полоцка.

Традиции, характерные для музейного строительства в Полоцке, получили качественное преломление в бытовании разнообразных типов и видов музеев: от музеев учебных заведений (иезуитского коллегиума, пиарского училища, кадетского корпуса) до узкопрофильных музеев в составе заповедника:

• Музей истории архитектуры Софийского собора (с 1987 г.)
• Краеведческий музей (новая экспозиция существует с 1986 г.)
• Музей белорусского книгопечатания (1990 г.)
• Музей-библиотека Симеона Полоцкого (1994 г.)
• Музей боевой славы (1985 г.)
• Музей-квартира Героя Советского Союза З. М. Туснолобовой-Марченко (1987 г.)
• Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (1998 г.)
• Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской» (1998 г.)
• Художественная галерея (2002 г.)
• Детский музей (2004 г.)
• Природно-экологический музей (2005 г.)

 

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник

 

Как показывает объективный анализ исторического развития полоцких музеев, они имеют тенденцию к ускоренному развитию. Действительно, если от момента накопления первых коллекций и собраний книг при Софийском соборе и монастырях до создания первого настоящего музея при иезуитском коллегиуме прошло около семи веков, а от музея коллегиума — академии — кадетского корпуса до первого городского гражданского музея — около века, то от момента основания Полоцкого музея-заповедника к существующим сегодня 11 музеев — всего 50 лет.

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник включает 11 музеев и 65 объектов, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, что требует от него проведения многоаспектной деятельности: научно-исследовательской, научно-фондовой, хранительской, образовательной, воспитательной, информационной, реставрационной, выставочной, финансово-экономической, международной, культуротворческой, репрезентативной.

В Полоцке продолжается процесс музейного строительства и музеефикации. Он отражает расцвет музеологии как науки и характеризуется выделением функциональной модели дальнейшего развития Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника в системе «музей — культура — общество» с обязательным использованием как традиций, так и научных методологий и новых технологий. Традиции, которые были характерными для каждого из периодов музейного строительства в Полоцке, получили качественное преломление в функциональной модели перспективного развития Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Насыщенный памятниками архитектуры и музеями, Полоцк, сохранив историческую застройку XVIII — начала XX вв., способен выполнить основную социальную функцию — документировать культурно-историческую среду — и стать городом-музеем. Показательно и то, что происходит не только использование сохранившихся традиций, но и переход на новый качественный уровень осмысления необходимости музея, как важнейшего социокультурного института, для самоопределения нации.

Заключение. Одной из основных составляющих динамичного развития музейного дела была роль выдающихся личностей. Участниками музейного строительства в Полоцке были люди разных профессий и социального положения. Ученые с европейским образованием во главе с Г. Грубером создали Музей иезуитского коллегиума. Преподаватели кадетского корпуса принимали активное участие в работе своего музея, изучали историю края, пытались создать музей местных памятников старины, кружок любителей археологии и «подземный музей» в Софийском соборе. Интерес к истории края среди жителей Полоцка оставался традиционным и достаточно прочным. Этот период музейного строительства дал много имен людей, оставивших печатные и рукописные воспоминания о своем увлечении историей и идеей создания музея. Среди них: И. И. Долгов, А. К. Морель, М. И. Зорин, А. П. Тыртов, Е. Стабровский, М. Кайгородов, В. П. Викентьев и др. Одержимые идеей создания «универсального музея», любители музейного дела П. И. Дейнис, И. П. Дейнис, С. Н. Мелешко сумели открыть в Полоцке в 1926 г. Краеведческий музей. Друзья Комиссии по охране памятников были ближе всех к современному пониманию музея и музейного дела. Под «музеем» они понимали не только здание, но и само городское окружение, впервые обратились к проблеме сохранения памятников архитектуры и их обязательной музеефикации, что оказало непосредственное влияние на дальнейшее развитие музейного дела и появление феномена городского музея в Полоцке. На первых этапах это были любители-краеведы, в последнее время — профессиональные музеологи. Всех их объединяет идея создания музейной среды в городском пространстве и превращения Полоцка в город-музей. Процессу создания соответствующих условий для реализации этой цели способствовала деятельность директоров городского, а потом областного (1944—1954 гг.) Краеведческого музея и музея-заповедника: Диденко Галины Тимофеевны (до 1936 г.), Карелиной Веры Алексеевны (до 18 августа 1937 г. ), Гатиха Василия Александровича (1947—1953 гг.), Огурка Петра Александровича (1953—1955 гг.), Козлёнка Николая Мироновича (1955—1976 гг.), Хазина Эммануила Михайловича (1977—1985 гг.), Матюшкина Ивана Антоновича (директора историко-археологического заповедника в 1970—1974 гг., 1.04.1975—14.06.1976 гг.), Зайцевой Ядвиги Афанасьевны (14.06.1976—25.08.1981 гг.), Залилова Игоря Зуферовича (25.08.1981—1985 гг.), Рудовой Татьяны Давыдовны (1985—1994 гг.), Ильницкого Николая Николаевича (1994—2006 гг.).

Несмотря на сложности в социально-политической жизни страны в начале нового тысячелетия, Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник в определенной степени выступает как символ стабильности развития музейного дела страны. Опираясь на многовековую историю и выполняя свою социальную функцию, он присоединяется к воспитанию полноценных граждан — строителей своей страны, творцов будущего. В условиях музеефикации целых исторических территорий, как это происходит в Полоцке, процесс идет тем более стремительно, чем быстрее он способствует приобщению человека сегодняшнего к исконным историческим ценностям своего города, региона, наконец, и страны. Музей уже сегодня является неотъемлемой частью самоидентификации народа, формирования его самосознания на основе исконных общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

Джумантаева, Т. А., Рудава, Т. А. Полацкаму музею-запаведніку — 50 / Т. А. Джумантаева, Т. Д. Рудава // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі : матэрыялы VII Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Полацк, 1—2 лістапада 2017 г.) / уклад. Т . У. Явіч.— Полацк : Полацкае кніжнае выдавецтва, 2019.— 67-76 c.