Белорусско-шведский проект «Иллюзия, фальсификация и реальность»


Белорусско-шведский проект под названием «Иллюзия, фальсификация и реальность», начавший свою работу в залах Художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника - это проект, утверждающий и заявляющий полноценное явление, т.е статус нового актуального искусства на художественной сцене Беларуси. Уже более десятилетия пробиваются ростки «другого» искусства, обращённого к нравственной инстанции художника и зрителя. Это понятийное единение художника и зрителя, предвосхищающее новые горизонты, заключается в соучастии в идее, представленной в виде образных и формообразующих средств т.е. действия, слова, объекта, наиболее адекватно и эффективно реализующих художественный замысел. Участие в данном проекте приняли белорусские и шведские художники среднего и молодого поколений, для которых понятие нравственности вышло за рамки его бытовых критериев. Из слов куратора выставки Бъёрна Норберга (Швеция) «Искусство само по себе, является иллюзией и реальностью. Произведение искусства есть, всего лишь, произведение искусства. Оно предполагает множество различных толкований, и вы, как зрители, должны найти свои собственные. Вместе с тем, произведение искусства – это намного больше, чем просто иллюзия, поскольку оно создаёт собственную реальность и помогает прийти к выводам, отличающимся от любой другой формы общения», понятно, что тема нравственности в контексте мировой культуры наиболее актуальна для всех живущих. Данный проект - это, прежде всего обращение человека к себе, и ответ, на оставшийся без ответа, вопрос об истине. Проект осуществлён совместным сотрудничеством Белорусской государственной Академии искусств в Минске, галереей Мейан Лабе в Стокгольме и Королевским университетом колледжем изящных искусств в Стокгольме при поддержке Шведского института.

Цель его вовлечь белорусские творческие силы в интернациональное сотрудничество в сфере актуального искусства. Обзор искусства белорусских и шведских художников, представленного в проекте, определяет характерные точки актуального искусства, обращенного в идентификацию духовной сферы создателя и зрителя, а также экзистенциальность собственного миропонимания. Л.Лысенко.

189