Библиотека воспоминаний. Выставка актуального искусства


С 1 декабря в залах Художественной галереи начинает свою работу выставочный проект Белорусской государственной академии искусств и Студенческого центра современного искусства «Alla prima» под названием «Библиотека воспоминаний».

В проекте приняли участие художники: Юрий Алисевич, Сергей Ашуха, Михаил Борозна, Павел Гребенников, Екатерина Кенигсберг, Максим Коробкин, Константин Костюченко, Мария Кошелева, Алина Простак, Елена Русакевич, Роман Сакович, Юрий Сергейчик, Фёдор Шурмелёв.

Кураторами проекта выступили кандидат искусствоведения, руководитель творческого объединения «Студенческий центр современного искусства «Alla prima» Екатерина Кенигсберг и искусствовед, руководитель кураторской группы Тарас Кучинский-Паровой.

Библиотека воспоминаний

В желтовато-коричневом, охристом, странно приземистом – хоть и доходящем до потолка – шкафу тесно стояли книги. Шкаф занимал всю левую стенку едва ли десятиметрового кабинета и оттого казался разлаписто-громадным. Глухие низкие дверцы нижней части, выступая вперед, образовывали естественный выступ, куда удобно было положить вытянутый с полки том.

Библиотека была полна воспоминаний о прошлом. Странные сегодня воспевающие революцию детские книги соседствовали с приключениями Томека. Графика черных переплетов ленинградской – петербургской академической серии контрастировала с белыми корешками собрания сочинений Эренбурга и одним-единственным черным томом Шолом-Алейхема, когда-то взятого почитать у соседа с первого этажа. На верхней полке таился черный, уже разрозненный Конан Дойль и серый Джек Лондон. Рядом лежали – а не стояли – большеформатные тома: розовый Тургенева и серовато-бежевый Пушкина, купленные в начале 1950-х.

Книжные воспоминания о прошлом были нереальны, образны, фантастичны и не всегда понятны вследствие резкого контраста с повседневностью. Воспоминания о будущем были редки – из фантастики в доме были разве что «Наука и жизнь» и «Химия и жизнь», где иной раз проскакивали и Азимов, и Каттнер.

Настоящие воспоминания таились внизу, за закрытыми дверцами. Там стояли очень красивые и очень старые книги на английском, с экслибрисами, наклейками, штампами и печатями – остатки некогда роскошной библиотеки Паскевичей, списанные и выброшенные за ненадобностью, и подобранные дедом на гомельской помойке. Интересно, знал ли дед английский? Рядом теснились учебники хирургии, вывязанные немецким готическим шрифтом, с карандашными рукописными пометками на полях, сделанными рукой деда на немецком языке. В канцелярских папках с ботиночными завязками лежали черно-белые фотографии с загнутыми краями – чаще пейзажи, снимки альпинистских и туристических студенческих слетов и походов. В альбомы для рисования фотографии были вклеены уголками, иногда подписаны. И эти воспоминания уже воспринимались как свои, пусть даже люди и места на снимках были незнакомы. Поход на Кольский зимой 1961 года, осенний Сочи 1968 года, ноябрьская демонстрация, первомайская демонстрация, турбаза «Высокий берег»; полоцкие, рижские, московские родственники – разветвления большой семьи…

Воспоминания не теснятся в шкафу, как книги. Могучий компьютер нашей памяти произвольно перелистывает заполненные страницы прошлого, отделяя их от непрозрачных листов будущего, наполняя библиотеку воспоминаний.

Екатерина Кенигсберг, куратор

1.12.2017 – 15.01.2018 Художественная галерея работает с 9.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника, по адресу: Полоцк, ул. Стрелецкая 4а–4. Справки по тел. (0214) 423632; (+375) 291851887

Как прошло открытие выставки, вы можете посмотреть здесь.

150