Фрагменты военной жизни. Выставка из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков приглашаем всех посетить выставку «Фрагменты военной жизни». Выставка посвящена памяти ушедших из жизни, но бесстрашно сражавшихся за Победу, за свободу, счастье, мирную жизнь на земле художникам, не оставившим в истории своих имён, но оставивших свидетельства памяти этих страшных лет.
Война, несущая смерть, забрала миллионы жизней, она не пощадила сотни, а может и тысячи талантов, не успевших привнести созидательную силу своей стране — это художники, музыканты, архитекторы, артисты, писатели….. - это люди, которые наиболее остро ощутили на себе трагедию человечества. Мы никогда не узнаем их имён. В музеях хранятся «отголоски» их строк, зарисовки, тексты писем, звуки мелодий. По этим фрагментам мы воспроизводим и помним события тех лет.
Выставкой, которую мы назвали «Фрагменты военной жизни», мы попытались напомнить об этих людях, создав условную творческую мастерскую художника, чья жизнь и талант пришлись на время страшных испытаний, создав мастерскую, в которой собрана память о страданиях людей, живших в годы войны.
Тема Великой Отечественной войны в творчестве белорусских художников является основной и всегда актуальна, т. к. в каждой семье хранится память о близких. На выставке мы представляем фрагменты военной жизни, запечатлённые на полотнах и в зарисовках художников, графические и живописные произведения, в которых охвачены все стороны жизни военных лет. Графическая серия «Блокада» А. М. Кашкуревича, рассказывает о страхе безысходности и одновременно уверенной надежде. В работах В. Е. Тихоненко «Хлеб партизанам» и «В годы войны» мы видим несгибаемую волю людей, стремящихся помочь в освобождении от ненавистного врага. Картины «Партизанская землянка» С. Д. Ли, «Фронтовые дороги» И. А. Шестопалова, «Партизаны» Ю. П. Альбицкого, «В фашистских застенках» В. А. Лагуна повествуют о военных буднях партизан, фронтовиков, разведчиков.
В экспозицию выставки мы включили незавершённые этюды, наброски, неоконченные сюжетные замыслы художников. Порой незавершённая линия беглого рисунка говорит больше, чем завершённая студийная композиция. В нервном штрихе этюда таится сила переживания, нахлынувших воспоминаний, боль пережитого. Особое внимание уделено рисункам Николая Ипполитовича Обрыньбы, разведчика, художника партизанской бригады им. Дубова в Белоруссии (1942–1943). Зимой 1941 года в пересыльном лагере военнопленных художник рисовал умирающих, сам будучи на грани смерти. Его рисунки сохранились, и мы, видя эти наброски на выставке, понимаем, что за их эскизностью стоит невыразимость бездны, в которую было брошено искусство, где оно должно было погибнуть и где всё же выстояло. Художники писали картины в краткие промежутки времени между боевыми заданиями, герои их полотен конкретны, изображённые события достоверны. Художники работали непосредственно находясь внутри своих сюжетов.
Их молчаливый рассказ не позволяет забыть то, чего нельзя допустить в будущем.

Выставка открыта для посещения в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

476