(беседа с польским органистом Гедымином Груббой)
Слушатели сразу отметили исполнительский темперамент Г. Груббы, его высокотехничную игру и «режиссёрскую» интерпретацию произведений. Выразительная энергия музыкальных трактовок произвела сильное впечатление и породила желание поближе познакомиться с органистом.
Предварительно побывав в гостях на интернет-сайте маэстро, мы с восхищением узнали, что, несмотря на свой молодой возраст, в этом году он отмечает 20-летие своей творческой деятельности. С 1996 года музыкант дал более 1500 концертов, имеет записи на радио, десятки компакт-дисков, реализованных за рубежом, даёт мастер-классы по интерпретации органной музыки, организует органные фестивали. На сегодняшний момент он один из самых востребованных исполнителей, выступающий на всех континентах, не только как органист, но и как композитор и оркестровый дирижёр.
Вознесшийся под купол Софийского Собора орган, скрывал от наших глаз исполнителя, и мы представляли себе серьёзного, сосредоточенного человека, каким глядел на нас с афиши Гедымин Грубба. Но к нам вышел улыбчивый, открытый к общению музыкант, с которым мы с удовольствием побеседовали несколько минут после концерта.
М.К.: Пан Грубба, позвольте от имени полоцких слушателей поблагодарить вас за великолепную программу и замечательные эмоции, которые Вы нам сегодня подарили. Вы впервые в Полоцке и для нас, начинающих музыкантов, Вы – замечательный пример профессиональной самореализации.
А почему вы выбрали орган?
Г.Г.: Каждый это спрашивает. Вообще так судьба распорядилась, я об этом не думал. Но с детства мне сопутствовали органы, где-то с 6 лет.
У вас очень разноплановый репертуар. А какую музыку вы больше любите?
Музыка, которую я особенно люблю – раннее немецкое Барокко, Д. Букстехуде, последний период Баха – для меня это самая лучшая музыка, я люблю её играть и анализировать.
У вас такие объёмные программы. Когда вы успеваете учить их наизусть?
Я играю по нотам. Но музыка должна быть, прежде всего, в пальцах и в голове. Ноты для меня как карта и по моим пометкам я в ней ориентируюсь.
Мы знаем, что вы ещё и композитор. Вы сочиняете только для органа или для других инструментов?
Органную музыку я почти не сочиняю, её и так столько создано, что многое хочется ещё переиграть. Но я сочиняю симфоническую музыку.
Что вдохновляет вас, как композитора?
Когда я играю на органе, я вдохновляюсь Бахом. Музыка Баха очень логична, близка к математике, а я, как композитор, ближе к романтикам. Для создания же симфонической музыки нужно особое состояние духа, импульс, идущий из сердца.
Окружающий мир помогает или мешает в творчестве?
Нет необходимости в реальной пейзажной обстановке, в природе. Мне не обязательно видеть пейзаж, достаточно представить что-то, даже если я нахожусь в самолёте.
Рахманинов был композитором, исполнителем и дирижёром. Вы также. Как вам удаётся всё это совмещать?
Многие композиторы были многогранны в творчестве, не только Сергей Рахманинов, вспомните Ф. Мендельсона, Ф. Листа, М. Регера. Для меня разные виды деятельности дополняют друг друга и мне это очень помогает. Орган – это почти симфонический оркестр, играя на нём, чувствуешь сразу всю суть оркестра, в свою очередь исполнение на органе позволяет понимать, как можно работать с оркестром. Симфоническое мышление формируется в процессе игры на органе.
У вас есть секрет, как всё успеть?
Для меня это не проблема, всё дело в психической настройке. Есть внутренняя дисциплина в отношении времени и места, что я должен здесь сделать здесь и сейчас. Об этом есть целая наука – праксиология. Ну, и конечно надо продумать расписание дня и тогда на всё будет время.
Чтобы выдержать такие нагрузки, нужно быть в хорошей физической форме. Дружите ли вы со спортом?
Для меня лучший спорт – это игра на органе, это мой фитнес. Если у меня есть возможность, я очень много занимаюсь, до 10 часов в день.
Вы яркий музыкант, с большим исполнительским опытом. Не было ли у Вас желания преподавать?
Мне очень часто предлагают, но, к сожалению, я физически не имею времени, так как практически семь месяцев в году нахожусь в концертных турах. Но я часто провожу мастер-классы.
Время, как почти зримая субстанция, стало третьим участником нашего разговора с Г. Груббой. Буквально сразу после концерта он отправился в Минск, так как уже на следующей неделе его ждут концерты в родной Польше и подготовка большого турне в США. В феврале 2017 года ему предстоит провести грандиозную серию концертов в 10 американских штатах.
А мы, завсегдатаи органного фестиваля «Званы Сафii» в Полоцке, благодарим Польский институт в г. Минске и его директора Матеуша Адамски за содействие в организации выступления Гедымина Груббы на нашем музыкальном форуме и возможность общения с замечательным представителем нового поколения польской музыкальной культуры.
Жаль, наша встреча была столь скоротечной, но мы надеемся, что радушный приём и благодарные овации полоцкой публики оставят след в сердце музыканта, и желание продолжить наши творческие контакты.
Кульминацией концерта стал эффектный «Триумфальный марш» в исполнении автора – Гедымина Груббы. Его торжественные аккорды стали не просто красивой заключительной точкой, а восклицательным знаком – апофеозом искусства, объединяющего музыкантов всего мира и поклонников органной музыки на нашем фестивале.