Выставка династии художников Шибнёвых


В Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника открылась выставка произведений династии художников Шибнёвых, представители которой связаны своими корнями с Украиной, Россией и Беларусью. Эта выставка предоставляет посетителям уникальную возможность познакомиться с творчеством семи художников четырёх поколений, принадлежащих к одной семье, творческая деятельность которых охватывает более века. В их произведениях ярко выражено как индивидуальное мировидение каждого, так и печать той или иной эпохи. Евгений Анатольевич Шибнёв так рассказывает о своей семье:

Уважаемый зритель!

Представляемая Вашему вниманию выставка работ нашей семьи за такой длительный период времени требует некоторых пояснений, а именно: в каких исторических, и идеологических, и бытовых условиях создавались эти работы, сохранённые и (в основном) являющиеся нашей собственностью. Помимо этого десятки работ находятся в экспозициях музеев Беларуси, России, Украины, в резиденции Президента Беларуси, в частных коллекциях Франции, Швеции, Германии, Швейцарии, Голландии. Очевидно, тяга к прекрасному толкнула нашего деда Шибнёва Дамиана Васильевича, родившегося в семье русского купца ІІ гильдии, поступить в Одесское училище изящных искусств и положить начало династии 4-х поколений художников в одной семье. После окончания училища он поступает в Императорскую академию Художеств в Петербурге, где его учителями были П.П. Чистяков, И.Е.Репин. Ещё во время учёбы он начал участвовать в выставках и его работы сразу привлекли внимание известных искусствоведов и художников. Но тут начались проблемы со здоровьем, и по настоянию врачей он направляется на работу в Крым – Керчь. Тут он преподаёт в гимназии и работает в историческом музее. Отрыв от выставочной деятельности в Петербурге не останавливает от постоянной работы художника – живописца, рисовальщика. Природный дар, крепкая академическая школа, впечатления от кратковременной поездки в Париж и работ импрессионистов заставляют непрерывно работать. Перемена климата не принесла улучшения здоровья. После неудачной операции он скончался в 1930 году. Отец начал заниматься под руководством деда и после работы на Керченском рыбзаводе поступает в Одесский художественный институт на графическое отделение, где встречается с моей матерью Разиной Татьяной Евгеньевной, учившейся на отделении театрального искусства. В 1935 г. рождаюсь я. Мама в это время уже работала художником-декоратором на Одесской киностудии. Отец решил продолжить образование и поступил на отделение исторической живописи в Ленинградскую Академию художеств. Тут его преподавателями были Савинов, Бродский, Серов. После окончания Академии его направляют на работу в Минск, а оттуда в Брест, недавно освобождённый от польской власти. Тут он преподаёт в студии Дворца культуры, а мать работает в местном музыкально-драматическом театре. В начале июня 1941 г. отец был призван в лагерь возле Брестской крепости с сотнями таких же необученных со всего Советского Союза. И тут началась война. Мы с мамой и бабушкой пытались бежать по Минской дороге, но на следующее утро немецкие войска перекрыли все пути на Минск. Нам пришлось вернуться в разграбленный Брест, и знакомые нас приютили. Где отец? Что будет с нами и как жить? А в районе Брестской крепости более месяца гремели взрывы и стрельба. Однажды, ближе к осени, подъехала немецкая машина, и в сопровождении солдат отец, худой и заросший, но живой! Оказалось, что комендантом лагеря пленных призывников был назначен некто Миркович (бывший до войны директором балетной школы в городе Граце), своей властью он имел право освобождать местных жителей, попавших в плен. Он решил проверить, действительно ли отец профессиональный художник и его семья в Бресте. Он же разрешил ему делать зарисовки пленных. Маме удалось устроиться на работу во вновь открывшийся то ли театр, то ли кабаре, который возобновил работу под руководством Брюкнера (впоследствии известного европейского дирижёра). Театр переехал в Белосток, и мы также переехали туда. Произошёл перелом в войне и Красная Армия перешла в наступление по всем фронтам. В начале 1944 г. администрация театра стала настаивать на переезде во Францию, но родители отказались. Начались бомбардировки Белостока, немецкие войска отступали и после освобождения Красной Армией отец отправился к коменданту города с просьбой направить его на фронт, но тот ознакомил его с приказом Сталина направлять всех специалистов с освобождённых территорий на место прежней работы. На открытой платформе какого-то состава мы с направлением вернулись в Минск. Сквозь дымящиеся развалины вокзала виднелся Дом правительства, уцелевший чудом. Нам выдали продовольственные карточки и поселили в старой пристройке возле площади Свободы. Были организованы художественные мастерские, и отец назначен их руководителем. Казалось, жизнь налаживается, но репрессивная система НКВД сразу принялась за “своё дело”. Отца неоднократно вызывали на допросы: почему оказался в плену и остался жив и т.д. В союзе художников на общих собраниях велись поиски так называемых “космополитов” и других “антисоветских” элементов. Тем не менее, можно было жить и работать, как-то существовать. Начались республиканские, а потом и всесоюзные выставки, была работа к праздникам и для восстанавливаемых организаций, детских садов. Я стал посещать студию при Дворце пионеров, где вёл занятия великолепный человек и педагог Сергей Петрович Катков. За участие во всесоюзных выставках был премирован поездкой в Артек. Во время учёбы в Театрально-художественном институте и училище моими педагогами были Малишевский, Волков, Мозолёв, Данциг, Цвирко. Во время учёбы познакомился с Ниной Голышевой, окончившей Костромское художественное училище и наш институт. В 1962 году у нас родился сын Александр. Безусловно, при Советской власти художники (как и писатели) были в привилегированном положении. Регулярные выставки, государственные заказы, низкие цены на материалы и мастерские. В то же время идеологические рамки мешали многим талантливым людям полностью раскрыть свои способности. Со времён возникновения изобразительного искусства велась, ведётся и будет вестись жестокая борьба различных течений, стилей и отдельных личностей – такова правда жизни. Так называемая “Перестройка” не принесла “благоденствия” основной массе художников, работы которых стали рядовым товаром, наши галереи с трудом пытаются выжить в пока “диком рынке”, где всем правит “золотой телец”. Молодое поколение мечется между “современным” и “классическим”, старается обеспечить себе возможности для творчества и жизни – пожелаем им успехов. Мы стараемся продолжить традиции семьи и рады возможности показать то, что создано за более чем 100 лет работы 4-х поколений.

С уважением Е.Шибнёв

265