«На рубеже столетий». Выставка произведений белорусских художников из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника


В Новгородском государственном музее-заповеднике проходит выставка художественных произведений из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника «На рубеже столетий». Выставка знакомит российских зрителей с искусством белорусских художников конца ХХ – начала ХХ1 веков.
Экспозиция представляет собой панораму творческих процессов, происходящих в стране. Живопись, графика, скульптура отражают многообразие художественных поисков белорусских художников. Среди участников выставки – заслуженные деятели искусств Беларуси, народные художники, художники среднего и молодого поколений. В экспозицию вошли работы художников, обращающихся к классическим жанрам (Г.Х.Ващенко), работы художников объединения «Немига 17». Художники этой группы (А.Кузнецов, З.Литвинова, Н.Бущик и др.) ещё в 80-е провозглашали «желание оживить прерванные живописные поиски 1920-х в истории национального искусства». Они защищали идею цветовой живописности холста, построения его по законам цветовой лепки формы. Для белорусской живописи этот процесс был актуален и открывал новые возможности. В конце 90-х появляются новые тенденции в живописи, выход на уровень ассоциативно-формалистических задач. О чём ярко свидетельствуют работы С.Тимохова, А.Шилко, В.Савича, А.Коновалова, А.Журавлёва. Художники, близкие к развитию направления интуитивной живописи, полагаясь на багаж человеческого подсознания и отправляя зрителя к эмоциональным ощущениям, пережитым некогда, выводили формулу воздействия цветовых ритмов на эмоционально - интеллектуальную сферу восприятия зримого. Они пытались самоидентифицироваться путём прочувствования той или иной культурной эпохи, работали над проблемой психологического прочтения цвета, и его как элемента построения пространства, создавали образную систему понимания гармонии современным человеком, представляя картину как эстетический объект, искали знаковую систему выражения эмоций. Искусствовед Б.Иванов позднее изложил суть их движения «мы никогда не раскроем секреты искусства, его прооисхождения и способы существования, если не научимся отличать ментальные процессы, которые являются волевым актом сознания, от тех, какие обычно происходят на уровне подсознания и только редко, случайно всплывают на поверхность сознания (это и есть вдохновение художника) и получают пластическое выражение”.
Работы современных художников, выполненные в смешанной технике, в нашем случае в технике коллажа (А.Коновалов «Воскресенье») несут в себе отпечаток времени, структуры повседневной жизни. Фактурность осязаемого мира даёт в большей степени информацию субъективную, нежели объективную. Поэтому для художника пересказ видимого мира в его реалистической непосредственности порой неадекватен его личностному психологическому восприятию этой действительности. Тогда художник привносит в свои работы фрагменты осязаемой реальности; газетные обрывки, блеск фольги и многое другое из вещественного мира, пытаясь наделить работу смысловыми и тактильными ощущениями. Сегодня, во времени ярко выраженного концептуализма во всех сферах искусства и культуры, обособленно в белорусском искусстве стоит имя Р.Вашкевича. Его проекты балансируют на грани актуального поп-артовскоко восприятия и представления извечных эгоистических ценностей человеческого я, меняющих форму при одинаковом содержании. В экспозицию вошла его работа «Мания преследования» – как тайный смысл страхов нашего подсознания, углублённое чувственно-осмысленное постижение сокрытой стороны человеческой личности. Экспозиция рисунка, акварели и печатной графики охватывает период с 1980 по 2010 гг. Графическому мастерству белорусских художников свойственен углублённый анализ истории и духовной жизни белорусского народа. Это ярко звучит в эстампах А.Кашкуревича, В.Вишневского, В.Славука и др.. В искусстве акварели, благодаря плодотворной новаторской энергии некоторых выдающихся мастеров современного искусства, появился новый взгляд на этот материал и искусство в целом, который позволил акварели выйти за рамки подсобной, иллюстративно-графической техники и выделиться в самостоятельный вид искусства с присущими ему эмоционально-выразительными свойствами и формой. Акварель сегодня затрагивает серьезные темы в искусстве, завоевывая эстетическое пространство. О чём свидетельствует, ставшая уже традиционной, Международная биеннале акварели «Вада+Фарба», проводимая в Полоцке с 2007 года.
В экспозицию выставки вошла часть работ, созданных для биеннале в Полоцке ( Ф.Гумен «Германия», А.Фалей «Крик», А.Карпан «Кёльн») В современный период художники всё больше тяготеют к смешению технических возможностей в исполнении своих работ, к созданию и выбору тем, вызывающих невозможность однозначного прочтения, к привлечению зрительского интеллекта в понимании работы. Многоаспектное художественное самосознание, сегодня стремится вооружить человека средствами, помогающими ему понять самого себя и освоить своё жизненное пространство. Художники стремятся искать новые пластические и сюжетно-тематические решения, применять технологически современные материалы для достижения осязательно – психологического восприятия (скульптурные работы, выполненные в стекле П.Войницкого «Детские игры» и О.Сазыкиной «Галлюциногены»). Разнонаправленные и взаимоисключающие представления о современном искусстве являются вполне естественными для наших художников и отражают принцип эстетического плюрализма. Главным принципом подбора работ для экспозиции был выбран обзор отдельных существующих тенденций и направлений на рубеже столетий. Выставка явилась ответным шагом на установившиеся культурные отношения между музеями-заповедниками. В свою очередь мы имеем возможность в Полоцке демонстрировать выставку «Александр Невский» из фондов Новгородского музея-заповедника, а также знакомиться с искусством современных новгородских художников.
Л.Лысенко, зав.филиалом НПИКМЗ "Художественная галерея".
189