«На рубеже столетий». Выставка произведений белорусских художников из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

В Новгородском государственном музее-заповеднике проходит выставка художественных произведений из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника «На рубеже столетий». Выставка знакомит российских зрителей с искусством белорусских художников конца ХХ – начала ХХ1 веков. Экспозиция представляет собой панораму творческих процессов, происходящих в стране. Живопись, графика, скульптура отражают многообразие художественных поисков белорусских художников. Среди участников выставки – заслуженные деятели искусств Беларуси, народные художники, художники среднего и молодого поколений.

В экспозицию вошли работы художников, обращающихся к классическим жанрам (Г.Х.Ващенко), работы художников объединения «Немига 17». Художники этой группы (А.Кузнецов, З.Литвинова, Н.Бущик и др.) ещё в 80-е провозглашали «желание оживить прерванные живописные поиски 1920-х в истории национального искусства». Они защищали идею цветовой живописности холста, построения его по законам цветовой лепки формы. Для белорусской живописи этот процесс был актуален и открывал новые возможности.

В конце 90-х появляются новые тенденции в живописи, выход на уровень ассоциативно-формалистических задач. О чём ярко свидетельствуют работы С.Тимохова, А.Шилко, В.Савича, А.Коновалова, А.Журавлёва. Художники, близкие к развитию направления интуитивной живописи, полагаясь на багаж человеческого подсознания и отправляя зрителя к эмоциональным ощущениям, пережитым некогда, выводили формулу воздействия цветовых ритмов на эмоционально - интеллектуальную сферу восприятия зримого. Они пытались самоидентифицироваться путём прочувствования той или иной культурной эпохи, работали над проблемой психологического прочтения цвета, и его как элемента построения пространства, создавали образную систему понимания гармонии современным человеком, представляя картину как эстетический объект, искали знаковую систему выражения эмоций. Искусствовед Б.Иванов позднее изложил суть их движения « мы никогда не раскроем секреты искусства, его прооисхождения и способы существования, если не научимся отличать ментальные процессы, которые являются волевым актом сознания, от тех, какие обычно происходят на уровне подсознания и только редко, случайно всплывают на поверхность сознания (это и есть вдохновение художника) и получают пластическое выражение”.

Работы современных художников, выполненные в смешанной технике, в нашем случае в технике коллажа (А.Коновалов «Воскресенье») несут в себе отпечаток времени, структуры повседневной жизни. Фактурность осязаемого мира даёт в большей степени информацию субъективную, нежели объективную. Поэтому для художника пересказ видимого мира в его реалистической непосредственности порой неадекватен его личностному психологическому восприятию этой действительности. Тогда художник привносит в свои работы фрагменты осязаемой реальности; газетные обрывки, блеск фольги и многое другое из вещественного мира, пытаясь наделить работу смысловыми и тактильными ощущениями.

Сегодня, во времени ярко выраженного концептуализма во всех сферах искусства и культуры, обособленно в белорусском искусстве стоит имя Р.Вашкевича. Его проекты балансируют на грани актуального поп-артовскоко восприятия и представления извечных эгоистических ценностей человеческого я, меняющих форму при одинаковом содержании. В экспозицию вошла его работа «Мания преследования» – как тайный смысл страхов нашего подсознания, углублённое чувственно-осмысленное постижение сокрытой стороны человеческой личности.

Экспозиция рисунка, акварели и печатной графики охватывает период с 1980 по 2010 гг. Графическому мастерству белорусских художников свойственен углублённый анализ истории и духовной жизни белорусского народа. Это ярко звучит в эстампах А.Кашкуревича, В.Вишневского, В.Славука и др..

В искусстве акварели, благодаря плодотворной новаторской энергии некоторых выдающихся мастеров современного искусства, появился новый взгляд на этот материал и искусство в целом, который позволил акварели выйти за рамки подсобной, иллюстративно-графической техники и выделиться в самостоятельный вид искусства с присущими ему эмоционально-выразительными свойствами и формой. Акварель сегодня затрагивает серьезные темы в искусстве, завоевывая эстетическое пространство. О чём свидетельствует, ставшая уже традиционной, Международная биеннале акварели «Вада+Фарба», проводимая в Полоцке с 2007 года. В экспозицию выставки вошла часть работ, созданных для биеннале в Полоцке ( Ф.Гумен «Германия», А.Фалей «Крик», А.Карпан «Кёльн»)

В современный период художники всё больше тяготеют к смешению технических возможностей в исполнении своих работ, к созданию и выбору тем, вызывающих невозможность однозначного прочтения, к привлечению зрительского интеллекта в понимании работы.

Многоаспектное художественное самосознание, сегодня стремится вооружить человека средствами, помогающими ему понять самого себя и освоить своё жизненное пространство. Художники стремятся искать новые пластические и сюжетно-тематические решения, применять технологически современные материалы для достижения осязательно – психологического восприятия (скульптурные работы, выполненные в стекле П.Войницкого «Детские игры» и О.Сазыкиной «Галлюциногены»). Разнонаправленные и взаимоисключающие представления о современном искусстве являются вполне естественными для наших художников и отражают принцип эстетического плюрализма.

Главным принципом подбора работ для экспозиции был выбран обзор отдельных существующих тенденций и направлений на рубеже столетий. Выставка явилась ответным шагом на установившиеся культурные отношения между музеями-заповедниками. В свою очередь мы имеем возможность в Полоцке демонстрировать выставку «Александр Невский» из фондов Новгородского музея-заповедника, а также знакомиться с искусством современных новгородских художников.

Л.Лысенко,
зав.филиалом НПИКМЗ "Художественная галерея".
1064