С 30 июля по 12 августа в Полоцке проходил 1-й полоцкий международный пленер визуальных искусств «ART-EGO».


1-й полоцкий международный пленер визуальных искусств «ART-EGO» собрал художников из Литвы, Латвии и Беларуси. Концепция пленера «Art-ego» в самом названии. Участником пленера может быть мыслящая творческая личность, склонная к эксперименту. 12 августа, по результатам работы состоится открытие итоговой выставки и дискуссия о новых направлениях и стилях в современном искусстве.

В пленере приняли участие Иоланта Шмидтиене (Каунас, Литва), Лина Йонике (Каунас, Литва), Модестас Малинаускас (Каунас, Литва), Иева Спалвиня (Рига, Латвия), Янис Спалвиньш (Рига, Латвия), Владимир Савич (Минск, Беларусь), Галина Романова (Минск, Беларусь), Павел Войниций (Минск, Беларусь), Катерина Сумарева (Минск, Беларусь), Виктор Зайцев (Минск, Беларусь), Наталья Залозная (Брюссель, Бельгия), Леонид Левшинов (Минск, Беларусь), Александр Коновалов (Полоцк, Беларусь), Анатолий Журавлёв (Орша, Беларусь), Леонид Медведский (Витебск, Беларусь), Викентий Стасевич (Борисов, Беларусь). Пленер проводился в рамках акции «Полоцк – культурная столица Беларуси» и стал возможен при поддержке Белорусского союза художников, Витебского областного управления культуры, Полоцкого горисполкома и Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. О важности проведения пленеров у нас, в Беларуси сказал на открытии пленерной выставки в Полоцке председатель Белорусского союза художников Владимир Савич: «Полацк – гістарычная мясцына нашай краіны. Любы мастак, творца павінен ведаць сваю краіну, сваю культуру. У 2010 годзе Полацк аб'яўлены культурнай сталіцай Беларусі, і таму Беларускі саюз мастакоў не мае маральнага права заставацца у баку. Саюз мастакоў атгукнуўся на прапанову мастака Алеквсандра Канавалава правесці у Полацку міжнародны пленэр. Пленэр гэта магчымасць наладзіць сувязі паміж мастакамі розных школ, папрацаваць разам, абменівацца творчым вопытам, наладжываць сувязі паміж мастакамі і галерэямі, што дае вялікі плён». Организаторы пленера единодушно пришли к мнению что пленер в Полоцке должен проводиться систематически. Пажаданне пленнай дзейнасці і новых дасягненняў 1-му полацкаму міжнароднаму пленэру, прысвечанаму Полацку як культурнай сталіцы Беларусі 2010 года выказаў у прывітальным лісце арганізатарам і удзельнікам пленэру «АRT-EGO» министр культуры Рэспублики Беларусь П.П.Латушка. Автором идеи проведения пленера под названием «Art-ego» выступил белорусский художник Александр Коновалов. Он же выступил в качестве куратора проекта. Обозначив тему пленера «Полоцк как культурный центр на пути «из варяг в греки», он пригласил художников, работающих в различных видах изобразительного искусства; в области живописи, акварели, скульптуры, фотографии, художественного текстиля. Такой подход Александр объясняет тем, что им преследовалась идея «собрать белорусских и зарубежных художников всех видов изобразительного искусства, с наиболее отличительным творческим почерком, из приграничных государств, имеющих свою культуру, художественные приоритеты, но связанных единым торговым путём «из варяг в греки». Полоцк – древнейший город Беларуси, основанный в 862 году, расположенный по обе стороны Западной Двины. В 9-11 веках по Западной Двине пролегал торговый путь, который соединял Северную Европу и Византию. Этот путь получил название «из варяг в греки». Развитие торговли способствовало взаимопроникновению культур. Современная торговля изобилует путями развития, но культурообмен остаётся актуальным и сегодня. Такой взгляд даёт основания к поиску новых возможностей в этом процессе. Современный Полоцк имеет богатые культурные традиции и приобрёл некоторый опыт в создании культурного пространства. Серьёзная практика Художественной галереи в Полоцке является идеальным фоном для проведения пленера, который в свою очередь станет своеобразным культурологическим мостом, связывающим культуры, притягивая внимание, переходя в традицию. Хотелось также проследить « эстетику взаимоотношений» в области современного искусства – эстетику, которая в какой-то мере влияет на искусство первого десятилетия 21 века». Не секрет, что поколения художников живут в особой интеллектуальной атмосфере, которую можно назвать художественным климатом. Так в 1990-е годы отправной точкой стала сфера человеческих взаимоотношений. Расцвет коммуникационных технологий, распространение интернета, развитие и разнообразие сферы услуг, создали благоприятный климат для подобного искусства. Свобода передвижения, информационная доступность, создали условия для взаимопонимания и общения, что в свою очередь открыло новые творческие перспективы. Сегодня в мире художественная жизнь всё более насыщается проведением международных арт-конкурсов, симпозиумов, распространением резиденций для художников для совместного творчества, проведением пленеров, выставок. Если говорить о пленерах, сегодня их форма проведения и ракурс воззрения на их ценность в обществе людей, довольно велики. «Для меня, как для женщины, это образ жизни в ограниченном времени и такое состояние, когда я нахожусь наедине с собой и свободна в выборе друзей, и мой мысли – это моя работа. Общение с коллегами остаётся надолго в памяти. То, что я видела и слышала, и почувствовала живёт во мне долго» - мнение участницы пленера в Полоцке Иевы Спалвини. «Пленер - это не только новые знакомства, впечатления, хорошие условия для работы, но прежде всего, это особая атмосфера взаимопритяжения отдельных художников, их творчества и понимания. Муки творчества здесь не так остры, а успех ярок и незабываем» - мнение ещё одного участника Виктора Зайцева. «Пленер - это всегда стимул для открытия новых граней в моём творчестве, это незабываемые впечатления, эксперименты, знакомство с новыми людьми. В Полоцке я первый раз, осталось очень много приятных впечатлений» - Н.Залозная. Таково мнение участников полоцкого пленера. Обратимся к исторической справке появления пленерной живописи. Пленэр появившийся в начале XIX в. в Англии становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов, однако она получила новую жизнь. Пленер как термин получает широкое употребление у французских импрессионистов, во 2-й половине XIX — начале XX вв. в России. Данный термин имеет отношение и к музыке, когда концерты проводятся на открытом воздухе. Современный же художник создаёт на пленере не живопись, а картину. В некоторой степени картину своей жизни. Сегодня каждый, кто имеет необычный взгляд на искусство, нестандартные идеи, выражаемые с помощью современных визуальных средств, имеет возможность осуществить это на пленере. В Полоцке есть всё необходимое для проведения таких пленеров – многовековая история, уникальный природный колорит, факт Художественной галереи, в которой собраны крупицы культуры и искусства Беларуси, начиная с 12 века по настоящее время, традиции проведения международных выставок. К пленеру в Полоцке, приглашённые художники готовились довольно серьёзно. Они представили на выставку «знакомство друг с другом» по две творческие работы. Получилась выставка имиджа каждого участника. Иева Спалвиня и Янис Спалвиньш открыли свои персональные выставки, как одни из самых ярких в творческом подходе, акварелисты, участники 2-й международной биеннале акварели «Вада+Фарба». За две недели, вдохновлённые Полоцком, художники создали работы, превратив итоговую выставку в срез визуального наблюдения о происходящем в современном искусстве, в дискуссию о новых направлениях и стилях в современном искусстве. Яркий концептуальный подход в представленной литовской художницей по текстилю Линой Йонике, работе, заострил внимание на особой ценности полоцких святынь. Лина Йонике создала философскую работу «Монахиня Клавдия». Она изобразила на шёлке сандалии монахини, стоящие на верхней ступени лестницы, по которой ей пришлось идти, постигая истины человеческой мудрости – «Справедливость без любви делает человека жестоким», «Обязанность без любви делает человека раздражительным», «Ум без любви делает человека хитрым» и т. д. История и редкое сокровище, сохранившеся в Беларуси фресковые росписи Спасо-Преображенского храма 12 века, притягивали художников, заставляя создавать не натурные, а творческие работы, рассказывая о большем, чем можно просто увидеть. «Вход в келью Евфросиньи» как фрагмент стенописи перекочевал в работы В.Зайцева, колористически и образно передавая свет вечно стремящейся ввысь души. Арочные проёмы храма, в тёплом мягком колорите древних фресок, нашли место в акварелях художника из Латвии Я.Спалвиньша. Использование художниками приёмов коллажности в решении тематических композиций придали отдельным работам смысловую неоднозначность. Соседствующие и доминирующие красные и белые плоскости, окрашивающие половинки храма в акварели «Храм» латвийской художницы И.Спалвини ненавязчиво вводят во многовековое прошлое. А.Коновалов, известный как художник, работающий в области живописного коллажа, создал композицию «Храм», сумев также фрагментарно сказать о многом – о храме, о его территории, о защищённости в вере, о жизни. Литовская художница И.Шмидтиене написала шёлк «Анютины глазки» - символ чистоты и света полоцких храмов. Наша белорусская художница Наталья Залозная, которая сегодня живёт в Брюсселе, но постоянно участвует в различных проектах в Беларуси, написала ностальгирующие живописные работы о счастье земном и небесном. Городу она подарила работу в виде почтовой открытки с изображением мостов, соединяющих берега, земли, людей, искусство. Тема реки, мостов, а их в Полоцке семь, как символов встреч, прозвучали и в работах Г. Романовой, Л.Медведского, художника из Литвы М. Малинаускаса. Пейзажные работы находят своё место в творчестве любого художника. Пейзаж как откровение, он аккумулирует в себе все оттенки настроений, переживаний, ярких эмоций. Пейзаж как пространство свободного существования автора. Через пейзаж постигаются индивидуальные и характерные черты окружающего пространства, он переменчив и никогда не бывает одинаков для всех. Пейзажи и по силе эмоционального воздействия, и по стилистическому решению, и по индивидуальному восприятию написали А.Журавлёв, К.Сумарева, Л.Медведский, В.Стасевич. К теме истории древнейшего уголка Беларуси трепетно обратился В.Савич. Им начата серьёзная серия, предполагающая годы работы, на тему «Лики истории и творчества». Художник провёл параллель между лицами ныне живущих известных творческих людей и историческим прошлым, вскрывая ценностность непрерывной родословной этноса. Павел Войницкий, известный белорусский скульптор, который установил в городе Полоцке уже две своих скульптуры («Школяр» и «Девочка с часами» у Детского музея) работал над скульптурой из металлолома. Она установлена у входа в Художественную галерею. Очевидно, что оценивать происходящее на твоих глазах гораздо сложнее выявления неких ретроспективных закономерностей, но объединившись в одних социальных, географических и этнических условиях, художники создают артефакт, который в дальнейшем может перейти в рамки традиций.

Л.Лысенко.

219